Около 30 самолетов советской эпохи ржавеют в тихом уголке аэропорта эмирата Фуджейры, ОАЭ. Среди них Ан-12, Ан-26 и Ан-34, а также несколько Ил-76.
Самолеты приземлились в этом аэропорту в конце 1980-х годов и больше никогда не поднимались в воздух. Время и климатические условия не пощадили машины - им больше никогда не взлететь.
Другие заброшенные советские самолеты находятся в аэропорту эмирата Рас-Аль-Хайма и рядом с пляжным курортом Barracuda Beach в эмирате Умм-аль-Кувейн. Все эти самолеты до своего последнего приземления в основном использовались в зонах конфликтов.
Несколько лет назад власти аэропорта Фуджейра задумались о выводе машин из эксплуатации с дальнейшей переработкой. Говард Тонкс - главный коммерческий директор Falcon Aircraft Recycling, единственной компании, лицензированной для такого рода работ в ОАЭ, - на протяжении многих лет работал в Организации Объединенных Наций в Африке в области логистики и эксплуатации воздушных судов. Во время визита в Фуджейру в 2009 году он увидел один из таких самолетов, и в 2012 году его компании была предоставлена лицензия на переработку.
«За этими самолетами скрывается обширная история», - сказал Тонкс, который родился в Великобритании, - «Особенно то, что они делали во время иракских и афганских конфликтов».
Чтобы вывести самолет из эксплуатации, предпринимаются попытки узнать, кто на самом деле им владеет. Некоторые из самолетов имеют мрачное прошлое. Обычно же поиски ни к чему не приводят, так как тот, кому принадлежит самолет, должен аэропорту миллионы дирхамов за парковку. Если все попытки отследить владельцев не увенчиваются успехом, право собственности предоставляется через суды.
Десять самолетов были выведены из эксплуатации в Фуджейре, с тех пор как Falcon приступил к работе, и все они были приобретены компанией самостоятельно. Компания также работает в Рас-Аль-Хайме. В числе недавно выведенных из эксплуатации машин - Ан-12 и Ил-76. Процесс занял около восьми недель: отдельные части были сняты с помощью гаечных ключей, металл был разрезан, а затем отправлен на переработку. Внутренние контуры двигателя Антонова были переоборудованы для выработки электроэнергии на нефтяных месторождениях Кыргызстана. В 2016 году в Доху был отправлен корпус самолета. Теперь он используется в торговом центре.